Круиз по Беларуси — это уникальное направление, которое было открыто совсем недавно. Ни в дореволюционное, ни в советское время пассажирских круизов по Беларуси и, в частности, по Днепро-Бугскому водному пути не осуществлялось. С 2015 года государством Беларусь шли работы по углублению реки Припять и Днепро-Бугского канала. Были отремонтированы все шлюзы, произведена реконструкция гидроузлов с созданием мест стоянки для теплоходов, построены новые плотины и причалы. Тем самым следует подчеркнуть, что все объекты инфраструктуры в том числе и круизные суда построены государством республики.
Круиз по рекам Беларуси осуществляется круизным теплоходом «Белая Русь». Он был построен на судоремонтном заводе в Пинске. Теплоход ОС-2 был взят за основу строительства нового теплохода. Как результат появился новый теплоход с элегантным неповторимым дизайном. Все помещения были переработаны и адаптированы под современные нужды, добавлена надстройка. Отличительная особенность данного проекта — везде панорамные окна во всю ширину каюты на средней палубе, при этом стёкла имеют защищающую от солнца тонировку.
Теплоход разбивается на следующие категории кают:
- люкс (2 каюты, номера 29, 30)
- комфорт (7 кают, номера 21, 22, 24, 25, 26, 27, 28)
- эконом плюс (1 каюта, номер 23)
- эконом (6 кают, номера: 11, 12, 13, 14, 15, 16)
Если делить каюты по типу размещения:
- одноместная (4 каюты, номера 13, 14, 15, 16)
- двухместная (8 кают, номера 11, 12, 21, 22, 23, 24, 25, 26)
- трёхместная (3 каюты, номера 27, 28, 30)
- четырёхместная (1 каюта, номер 29)
Теплоход курсирует между городами Брест и Мозырь.
В стоимость круиза включается до 14 экскурсий (в зависимости от маршрута), четырёхкратное питание, алкогольные напитки местного производства (пиво, настойки, вино, водка). Стоимость конечного круиза варьируется от сезона. Самый низкий сезон начало мая, самый высокий сезон — июль и август. Навигация по рекам Полесья осуществляется с начала мая по конец октября. Отправление круиза каждую субботу.
Рассказывает Белорусское речное пароходство
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
После распада Советского Союза мы плохо себе представляем, что происходит на внутренних водных путях у наших соседей. Казалось бы, между нами и белорусами нет никаких государственных границ, мы постоянно ездим в гости друг другу. А полного понимания, как устроены речные перевозки в Республике Беларусь, у большинства наших соотечественников нет. Известно только, что ими ведает по-прежнему государственная структура, в отличие от российских реалий. Но вот подробности… А между тем по территории этой страны, расположенной на водоразделе бассейнов Черного и Балтийского морей, протекает более 20 тысяч рек. Семь из них сегодня пригодны для коммерческого использования судоходства: Днепр, Припять, Сож, Березина, Неман, Западная Двина, а также Днепро-Бугский водный путь. Мы решили получить информацию о ситуации на этих водных артериях прямо из первых рук и обратились к Белорусскому речному пароходству. Ниже публикуем ответы, подготовленные пароходством на наши простые вопросы о флоте, портах, грузах, пассажирах и глубинах.
1. Как устроено Белорусское речное пароходство — из чего состоит, кому подчиняется, на каких условиях, за что отвечает? Структура организаций внутреннего водного транспорта Республики Беларусь остается практически неизменна еще со времен распада Советского Союза:
РТУП «Белорусское речное пароходство» (ранее именовалось Днепро-Двинское речное пароходство, затем – Верхне-Днепровское речное пароходство) как самостоятельная транспортная организация выделилось из состава Днепровского и Северо-Западного пароходств в 1931 году. Сегодня это основная организация, осуществляющая перевозки грузов и пассажиров водным транспортом в Республике Беларусь. В состав ее входит восемь филиалов, расположенных на территории трех областей:
Основная задача и цель управления пароходства — повышение эффективности работы всех филиалов, входящих в состав предприятия, рост благосостояния и обеспечение достойного уровня жизни работников пароходства. Филиалы не являются юридическими лицами, имеют собственные расчетные счета в обслуживающих банках, ведут самостоятельный баланс, наделены имуществом и действуют на основании Устава РТУП «Белорусское речное пароходство» и согласно «Положению о речных портах», утвержденному начальником РТУП «Белорусское речное пароходство». Речные порты непосредственно осуществляют перевозку грузов водным транспортом, перевозку пассажиров, погрузочно-разгрузочные работы, хранение и складирование грузов, выпуск продукции и оказание услуг промышленного характера.
2. На чем специализируются речные порты, какими средствами располагают? Речной порт Гомель основан в 1933 году и расположен на 100 км реки Сож. Порт предназначен для переработки тарно-штучных и навалочных грузов. В порту имеются подъездные железнодорожные пути, портальные краны грузоподъемностью 5 и 10 тонн. Длина причальной линии – 455 метров. После реорганизации в 2012 году путем присоединения РУП «Гомельский судостроительно-судоремонтный завод» имеется слип для подъема, строительства и ремонта судов. Для перевозки пассажиров имеется четыре пассажирских теплохода. Речной порт Брест основан в 1950 году и расположен на реке Муховец при впадении в реку Буг. Порт предназначен для переработки навалочных грузов. Имеет портальные краны грузоподъемностью 10 тонн. Обособленно от основной территории расположен причал «Гузни», также находящийся в городской черте. Для оказания пассажирских услуг в порту имеется пассажирский теплоход. Речной порт Мозырь основан в 1963 году и расположен на 192 км реки Припять, являясь главным перегрузочным объектом при осуществлении перевозок грузов в международном сообщении. Порт предназначен для переработки тарно-штучных и навалочных грузов. Имеет подъездные железнодорожные пути, портальные краны грузоподъемностью 5 и 10 тонн. Речной порт Речица основан в 1944 году и расположен на 1156 км реки Днепр. Порт предназначен для переработки навалочных грузов плавучими кранами грузоподъемностью 5 тонн. После проведенной в 2010 году реорганизации путем присоединения РУП «Речицкий судостроительно-судоремонтный завод» в порту имеется слип для подъема, строительства и ремонта судов. С целью оказания услуг по перевозке пассажиров в порту имеется теплоход. Речной порт Могилев основан в 1976 году и расположен на 1487 км реки Днепр. Порт предназначен для переработки навалочных грузов. Имеются портальные краны грузоподъемностью 5 тонн и плавучие краны грузоподъемностью 5 тонн. Длина причальной линии – 120 метров. Пассажирские перевозки осуществляются плавверандой. Речной порт Микашевичи основан в 1978 году и является специализированный порт по отгрузке продукции РУПП «Гранит» на речные суда. Порт находится в изголовье специально выполненного Микашевичского канала. В порту имеются конвейерные линии и плавучие краны грузоподъемностью 5 тонн. Речной порт Бобруйск основан в 1970 году и расположен на 174 км реки Березина. Порт предназначен для переработки навалочных грузов. Имеются подъездные железнодорожные пути, портальные краны грузоподъемностью 5 и 16 тонн. Длина причальной линии – 560 метров. Речной порт Пинск основан в 1939 году и расположен на реке Пина в 8 км выше города Пинска. Порт предназначен для переработки тарно-штучных и навалочных грузов. Имеются портальные краны грузоподъемностью 10 тонн, а также плавучие краны грузоподъемностью 5 и 10 тонн. Длина причальной линии – 346 метров. Для оказания пассажирских услуг в порту имеется пассажирский теплоход.
3. Какова динамика грузо- и пассажирооборота за последние годы? Структура перевозимых пароходством в 2013-2017 годах грузов представлена в таблице:
Как видно из таблицы, доля строительного песка составляет 92,9 % от всех перевозимых пароходством в 2013 — 2017 годах грузов. На втором месте располагается перевозка щебня и отсева (продукция РУПП «Гранит») – 6,9%. Оставшиеся 0,2% приходятся на перевозку иных грузов. Стоит отметить, что в 2015 — 2016 годах на водных путях Республики Беларусь были отмечены аномальные гидрологические условия, повлекшие за собой невозможность осуществления перевозок по ряду участков рек. Навигация 2017 года прошла удачней – предприятию удалось нарастить как количество перевезенных грузов (+27,9% к уровню 2016 года), так и величину грузооборота (28,4 млн т / км, или +66% к уровню 2016 года). Пассажирские перевозки ведутся в районе городов Брест, Пинск, Могилев, Речица и Гомель судами одноименных портов. Данные перевозки представляют собой либо прогулочные рейсы незначительной продолжительности (менее часа), либо сдачу судна в почасовую аренду. До 2012 года теплоходы пароходства работали на пригородных рейсах, частично дотируемых из бюджета:
Количество перевезенных пассажиров за 2013-2017:
Количество перевезенных пассажиров в 2015 — 2016 годах значительно снизилось из-за падения покупательской способности населения.
4. Какие нестандартные операции были проведены в минувшую навигацию? В навигацию 2017 года возобновились перевозки грузов в международном сообщении – из Херсона (Украина) на причал Мозырского НПЗ были доставлены два реактора депарафинизации для ОАО «Мозырский НПЗ». Каждый из них имеет массу практически 170 тонн, длину — 20,83 м, высоту — 5,25 м, ширину — 5,15. Также в 2017 году состоялась уникальная в своем роде перевозка по реке Сож двух металлических пролетных конструкций (ферм) для строительства моста из города Кричева в город Славгород (Могилевская область), расстояние перевозки по реке — 122 километра). Габариты ферм впечатляют: длина каждой из них – 84,02 метра, высота – 14,18 метра, ширина – 8,83 метра, вес – 235 тонн. Ранее данные конструкции использовались на автодорожном мосте в г. Кричеве, однако в 2008 году в связи со строительством нового моста были демонтированы и установлены для хранение на берегу. Кроме габаритов ферм, значительной трудности осуществлению перевозки добавили габариты реки Сож по маршруту перевозки (малые габариты, сильная извилистость), которые обусловили невозможность использования наиболее удобных для перевозки подобных грузов типов судов и повысили требованию к квалификации судоводителей. Дополнительную трудность при проработке и осуществлении перевозки (ввиду высоты ферм) вызвали искусственные препятствия в виде линий электропередач и автодорожного моста в городе Чериков. По сути, вышеуказанные факторы (с одной стороны — необходимость высоких уровней в реке Сож, со второй – необходимость прохождения под автодорожным мостом в Черикове), обусловили и период проведения перевозки – во время схода весенних паводковых вод. Данная перевозка в очередной раз подчеркнула главное преимущество водного транспорта — возможность перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Уже в навигацию 2018 года осуществлена доставка двух тяжеловесных грузов для ОАО «Мозырский НПЗ» — вакуумной колонной и сепаратором кислого факела.
Все эти объекты были доставлены морем в Херсон. Там сепаратор был перегружен на баржу-площадку портальным краном речного порта. Чтобы перегрузить вакуумную колонну потребовались два 275-тонных крана, расположенных на судне Tracer. По Днепру баржи довезли груз до Киева, после чего буксирные теплоходы пароходства БТ-0691 и БТ-0701 (проекта 570В) доставили их до причала Мозырского завода. Путь от Херсона до места назначения был проделан за 20 суток и составил 1100 километров. 5. Какой флот сейчас находится в распоряжении пароходства? Типы судов, средний возраст, перспективы и необходимость пополнения, маршруты? Основными типами транспортных судов, эксплуатируемыми пароходством, являются: — буксир-толкач проектов 570А, 570В мощностью 220 кВт (автор проекта — РНУП «Белсудопроект»);
Основными типами судов, используемыми на перевозке пассажиров являются суда проектов Р-51Э и 95030. Пассажирский теплоход проекта Р-51Э мощностью 220 кВт для внутригородских и пригородных линий (проект Р-51Э);
6. Есть ли лимитирующие участки, каковы ограничения по осадке? Достаточные для осуществления полноценной навигации глубины постоянно имеются лишь на Днепро-Бугском канале (участок порт Брест – гидроузел Стахово продолжительностью 243 км). Глубины на участках рек в соответствии с техническим заданием по обслуживанию, улучшению и развитию внутренних водных путей Республики Беларусь на 2018 год:
В течение последних лет уровень воды в реках упал до рекордного минимума за всю историю гидрологических наблюдений. Два года подряд (2015 — 2016 гг.) Министерством по чрезвычайным ситуациям РБ фиксировалась государственная чрезвычайная ситуация «Низкие уровни воды» с квалификационным признаком «Уровни воды ниже проектных отметок навигационных уровней на судоходных реках». Информация об уровнях глубин на внутренних водных путях Республики Беларусь по состоянию на 10 сентября 2015 года (день, в который были зафиксированы минимальные глубины в 2015 году):
Самые низкие уровни воды зафиксированы 4 сентября 2017 года.
Отсутствие необходимых для перевозки глубин в течение всего навигационного периода сдерживает и развитие перевозок внешнеторговых грузов, не позволяет заключать договора с клиентами на регулярные внешнеторговые перевозки водным транспортом (глубины в меженный период падают до 1 метра и ниже). Периоды неосуществления транзитных перевозок из-за недостаточных для судоходства глубин: |